24 мая 2017 Акимовка 63  0 

«Нам есть, за что судьбу благодарить!»


Спасибо тебе, «СТ», за то, что растрогала историями о жизни и любви. Расскажу и я одну. О  людях, которые вместе и в горе, и в радости уже почти 55 лет…  

«Боже, какими мы были наивными, как же мы молоды были тогда», — напевает слова любимого романса Лариса Михайловна, вспоминая далекое, но милое сердцу время, когда впервые увидела своего будущего мужа, Николая Кармазина. В памяти автора этих строк 60-ые тоже оставили  яркий след на уровне ощущений, волнений, запахов — это было время молодости и моих родителей, и моих близких родственников…

                      «Нам есть, за что судьбу благодарить!»

Соглашаясь с классиком в том, что «…все счастливые семьи счастливы одинаково», задумываюсь: ведь по жизни у каждой семьи, за каждой дверью — свое счастье. Где-то оно тихое и вкрадчивое, громогласное и публичное, с итальянской страстью и застенчивой улыбкой… Но, при этом, обязательно — сияющие глаза. Именно глазами  абсолютно счастливых людей смотрели на меня супруги Кармазины с фотографий разных лет: здесь им чуть-чуть за двадцать, а вот уже — двадцать пять спустя, и — почти пятьдесят вместе. И «вживую», ну прямо вчера, за столом в их уютном и светлом доме (много окон, чистая, легкая энергетика), когда листали альбомы с фотографиями, рассматривали награды-реликвии, зачитывали газетные статьи далеких и недавних лет, Николай Артемович, поглядывая на Ларису Михайловну, искал одобрения. И «эти глаза напротив», излучающие спокойствие и нежность, поддерживали, как всегда.

С Кармазиными  очень  хочется говорить словами из песен тех и этих лет — они, как эпизоды из их жизни. «В городском саду играет духовой оркестр» (на танцплощадке в нашем парке), соло на трубе — Николай Кармазин — спокойный и сдержанный. При этом, всегда отважно дрался (пусть это были парни и старше, и выше, и сильнее!) за правое дело, защищая слабых. Есть в его биографии страницы еще более интересные. Один случай прямо-таки комичный («…если бы не было тогда так страшно!» — уточняет Николай Артемович) из военного детства Коли Кармазина. Ребята постарше подсадили его в форточку военной комендатуры за итальянскими сигаретами, а он возьми да и прихвати пистолет, может, и самого коменданта Бреннера…). Со слезами на глазах вспоминали Кармазины о войне, знали о ней не понаслышке: сестры Николая Артемовича, Мария и Люба, были на фронте, Любовь Артемовна погибла на Кубани в районе хутора Передового (ее имя значится на Стеле погибшим землякам). Отец Ларисы Михайловны, Михаил Тимофеевич Козлов, кадровый военный, прошел всю войну, вернулся домой только в 1948-ом…

 О чем говорили еще, попивая душистый травяной чай?… Конечно, о спорте, которому наш собеседник посвятил всю свою жизнь. С седьмого класса парнишка отдавал ему все свободное время: играл в футбол, занимался стендовой стрельбой, была и скорость, и стопроцентное попадание в цель. «…тогда в Акимовке спорт был на высоте!» — рассказывает он.

Спортивных достижений у нашего земляка не счесть, есть и непобитый рекорд: первенство Украины, 1959 год, город Луцк. Николай в составе команды области выступил в полулегком весе — до 60 кг, установил новый рекорд среди сельских штангистов в рывке — 102,5 кг. Николая после этих соревнований зачислили в состав сборной Украины, и в качестве капитана сборной он выводил команду на чемпионате СССР. Видно было, что, вспоминая свои спортивные успехи, Николай Артемович делает это для Ларисы Михайловны, он снова и снова ее покоряет.

В нашей беседе и характер «проскакивал»: нарочито громкие, вспыльчивые замечания типа: «да нет же, это было не тогда и не так!» — горячий южный темперамент Николая. «Почему же, я хорошо помню, словно было это вчера», — дипломатично, но уверенно — Лариса. Они — разные. Но, может, в этом и секрет их до сих пор трепетных отношений. Если Лариса все такая же хрупкая, как и раньше, уезжает или уходит из дома на какое-то время — ему, сильному, не хватает воздуха. Звонит, спрашивает: «А Ларочка еще у вас?». «Да, Коленька, скоро буду», — отвечает, улыбаясь. И вспоминает, что как-то, еще по молодости ей чудом досталась путевка в ГДР, а еще она одна ездила в Прибалтику! Ждать возвращения любимой жены он начал, как только она вышла за калитку. Волновался. Потом встречал: «Как хорошо, что ты приехала!»

Почему так? Они любили путешествовать вместе. Обязательными были поездки летом к морю, на мотоцикле. Кстати, с него-то и началась их семейная жизнь в далеком 1962 году. Было это 13 августа: Николай подъехал на мотоцикле к Ларисе на работу (девушка по окончании Каменец-Подольского техникума легкой промышленности работала закройщицей в швейном ателье на ж.д.вокзале), попросил ее, ни сном, ни духом не ведавшую об истинной причине, помочь — срочно подписать какие-то бумаги.  Быстро скомандовал: «Прыгай в мотоцикл!» и помчал в ЗАГС, где уже все было договорено (ему в то время можно было все, его любила вся Акимовка, как, наверное, Жаботинского весь Союз). У новоиспеченной невесты не было выбора. До этого события, конечно, молодые люди встречались: ходили в кино, гуляли в парке, ходили на танцы, да и виделись по несколько раз в день, ведь жили в одном подъезде только что построенного дома (второго от бани). Ларисина семья — в квартире на втором этаже, Коля с мамой — на первом. Будущая свекровь будто в шутку: «Когда ты выйдешь замуж за моего Колю?», сам Коля — с такими же вопросами. Прохода не давали. А она вроде еще и не собиралась. И это зацепило его, титулованного спортсмена.  И не в стиле напористого и решительного Николая было сдавать позиции. А, может, просто все совпало. «…прошел чуть не полмира я», а счастье нашел в своем подъезде — словно оправдывается Николай Артемович. А Счастье его, кстати, родом из Магадана. В наши края семья, часто менявшая гарнизоны, переехала из Кировской области. Наверное, кто-то из жителей  Акимовки помнит, что в одно время Михаил Тимофеевич был председателем  поселкового совета.

Итак, вернемся к событиям 13 августа 1962-го. Расписались. Он отвез ее на работу. Вечером сообщили родителям. А уже 25-го августа, в день рождения невесты, сыграли шумную молодежную свадьбу. «Тогда все было просто: прямо во дворе дома поставили столы, на них — нехитрые напитки и закуски. Плюс — хорошее настроение. Не было злости и зависти. Все жили примерно одинаково. Кружило голову от успехов в освоении космоса, от ожидания светлого будущего. Да и строили его сами. Было хорошо от оттепели 60-х во всех смыслах, в том числе и от оттепели всего личного, что так долго не принято было выпускать за двери своего дома… Через год у нас родилась дочь Татьяна», — вспоминают, переглядываясь, Кармазины. И так они «переглядываются» уже почти 55 лет. А многие ли люди могут быть счастливыми, прожив больше чем полвека вместе? Вопрос к психологам. Ответят, пожалуй, что у всех бывают взлеты и падения, усталость, депрессия, конфликты. В этой семье такие моменты «закрываются» с минимальными потерями «волшебными ключами» и, как оказалось, всегда они у Николая Артемовича: «Лара, Ларочка» — и у нее снова нет выбора.

А секрет счастливой семейной жизни, скорее всего, и в том еще, что ОН и ОНА — не просто муж и жена, а две харизматичные личности, которые находятся в постоянном развитии и поиске ответа на вопрос: как быть полезными? И поэтому Кармазины, находясь, слава Богу, в отличной физической форме, действиями отвечают на этот вопрос.  Сегодня, может быть, активнее Лариса Михайловна: не стесняется обращаться в различные инстанции, если нужно помочь кому-нибудь, и все получается. Ухаживает за могилами тех, чьи родственники не имеют возможности приехать или их просто нет. А какая она мобильная! Хоть спортивных  достижений не имеет, но так отважно «летает» на велосипеде, что о возрасте вообще речи нет. Да и какие могут быть разговоры, если не так давно получила в подарок от детей импортный дамский светло-зеленый «байк» с крутым освещением. Теперь в ее гараже один велосипед рабочий, второй — прогулочный. Осваивает скутер. Но это никак не мешает, а наоборот помогает ей в жизни. Подъем в 5.30. Зачем так рано? Нужно приготовить завтрак и обед, какие-то еще дела по дому сделать, чтобы потом со спокойной совестью планировать свой день. Ведь два раза в неделю  к 9-ти утра (и так уже 25 лет!) она спешит на хор и не «от нечего делать», а вдохновенно занимается творчеством. Дома в свободное время любит читать, смотреть сериалы, живо интересуется политикой. Шитьем и вышивкой почти не занимается — зрение не то. Но выполненные и гладью, и крестом картины, рушники украшают этот дом. Участвует в коллективных поездках на горячий источник в Геническ. В условленные дни торопится на девичник эта удивительная женщина…

Николай Артемович выезжает на охоту, в последнее время реже, но все ж при случае позиций не сдает — стреляет так же метко. Футбольные матчи смотрит, правда, чаще по телевизору, но как отчаянно «болеет»! Со штангой — на соревнованиях, может и попробует! Вообще-то он человек оптимистичный, легко «переключает» настроение, хороший рассказчик и весельчак. Провел интересную экскурсию по своему подворью: здесь -Ларисины цветы, здесь овощные грядки, виноградная лоза вовсю зеленеет, сад буйно цветет, жаль, вишня упала… Погладил любимую собаку  Мухтара… Теперь у него есть время все замечать, вспоминать… И о том, что спорт определил  его профессиональный путь:  по окончании Киевской тренерской школы закреплял свои успехи в спорте в качестве тренера (один из его воспитанников — Владимир Бражко стал мастером спорта СССР). Какие посты в спорте он только ни занимал! Долгое время был председателем районного совета по спорту. Пробовал свои силы и в борьбе с преступностью в нашем районе (по окончании школы милиции) — работал следователем, дневал и ночевал на работе, раскрывая сложные и запутанные дела. Но потом все равно вернулся в спорт и большую часть своей трудовой деятельности Николай Артемович посвятил подрастающему поколению, проявив себя как отличный преподаватель физкультуры, начальной военной подготовки и воспитатель курсантов Акимовского СПТУ№51. Наверняка хоть кто-то из них помнит ранние утренние пробежки по территории Опытной (семья  Кармазиных жила в этом микрорайоне в ведомственной квартире). Десять лет Лариса Михайловна  и  Танюшка по-разному добирались в Акимовку, на работу и в школу: когда на автобусе, а чаще — пешком.

Работа у Ларисы Михайловны всегда была интересной, творческой, ведь закройщик тогда (при отделе тканей коопунивермага) — это дизайнер сегодня. Так что было, где разгуляться и мастерству, и фантазии. Скольким акимовским модницам при столе раскроя создавались (без «Бурды») умопомрачительные наряды! (В это же время она получает диплом об окончании Запорожского техникума советской торговли, что позволило  немного позднее стать заведующей отделом тканей.) А пока, параллельно всем событиям, в жизни этой семьи появился Дом. Его предоставили преподавателю Н.А.Кармазину в целях улучшения жилищно-бытовых условий. Всем миром  переделывали — «доводили до ума», и вот уже более 40 лет эти просторные хоромы радушно принимают, как своих родственников, гостей отовсюду: друзей, их детей, бывших соседей по Опытной. Умеют Кармазины дружить! Для всех найдется и доброе слово, и вкусная еда. Особенно хороши у Ларисы Михайловны пельмени! Порою лепят их вместе с дочерью Татьяной, которая, по возможности, часто приезжает, чтобы поддержать, помочь, пообщаться, напитаться духом своего дома, где все, «как раньше»… Сегодня эта нехитрая релаксация очень нужна Татьяне Николаевне, завучу одной из престижных гимназий большого города, преподавателю экономики.

«Неумолимо быстро летит время», — сожалеют Кармазины. Кажется, было это только вчера: их Танечка, красавица, умница, окончила школу, вуз, вышла замуж, родила двоих детей, порадовав бабушку и дедушку рождением внуков Веронички и Мишеньки. В честь рождения внучки и для нее тут же был куплен музыкальный инструмент — пианино. Был такой период времени, когда ребята учились в Акимовской общеобразовательной школе, Вероника — и в музыкальной тоже. На стене в одной из комнат рисунок внучки -китайские мотивы. Кто б мог подумать, что обозначенная в нем иероглифами мечта-фантазия воплотится в жизнь?! По окончании учебы (два диплома о высшем образовании!) девушка 4 года работала в модельном агентстве в Китае. Сегодня, кстати, Вероника — жительница Акимовки. Любовь терпеливо ждала ее здесь! (Наверное, со школьных лет!)

Так много хочется написать об этих людях, об их жизни простой и не очень… О том, что вот так, не останавливаясь, поддерживая друг друга, идут они по жизни, оптимизма — хоть отбавляй. И дай Бог им здоровья! Шумной, веселой Изумрудной свадьбы! Как хорошо, что они сохранили свежесть и чистоту чувств, уважение и взаимопонимание! Всем бы так!

Друг семьи.

Кстати, 24 мая у Николая Артемовича день рождения, надо заглянуть, поздравить.

 


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.