Про державну політику в освіті району й не тільки…
У рамках пілотного проекту Благодійного Фонду П.Порошенка щодо розвитку інклюзивного освітнього середовища у Запорізькій області,
спрямованого на розроблення науково-організаційних засад практичного впровадження інклюзивної освіти, апробації структурно-організаційної моделі інклюзивного освітнього середовища в нашій області розпочато експеримент «Розвиток інклюзивного освітнього середовища у Запорізької області», керівництво яким здійснюють Голова Благодійного Фонду Марина Порошенко та заступник Міністра освіти і науки України Павло Хобзей. В цьому проекті задіяні два навчальних заклади Якимівського району: Атманайська ЗОШ та Охрімівська ЗОШ.
Відомо, що інклюзивне навчання — це навчання учнів, які мають особливі потреби у особистому розвитку, тому було цікаво дізнатися думку та оцінку батьків такої дитини. Ми звернулися із запитаннями до батьків першокласника Богдана, про якого вже писали.
Почему инклюзивное обучение, а не обучение на индивидуальной форме или в специализированной школе?
Когда я впервые узнала об инклюзивном обучении (это было два года назад), мне показалось, что это какое-то научное понятие, далёкое от реальности школьного образования. Мнения и отзывы специалистов были противоречивыми. Но изучив принципы инклюзии, я поняла, что это лучшая форма обучения для моего сына. Ребенок присутствует на уроке, ему уделяется больше внимания учителями, на занятии обязательно присутствует ассистент, задача которого помочь ученику адаптироваться к требованиям и правилам учебного процесса, наладить общение с одноклассниками, педагогами. Для Богдана составлены индивидуальная программа развития, учебный план, рассчитанный на него, — всё это необходимо рассматривать, как возможность развивать его психофизические возможности. Следует отметить, что коррекционные занятия проводятся индивидуально и по тем направлениям, которые определялись совместно родителями, учителями и практическим психологом. Для поддержки образования сына в школе создана «команда сопровождения», членом которой также являюсь и я.
А самое главное для меня, что у Богдана есть его одноклассники, его учитель, его класс, его школа. У него появилось осознание своей значимости, что при индивидуальном обучении просто невозможно.
Специализированная школа для меня лично неприемлема: только в своей семье, где ребенка любят и ценят, он может расти счастливым.
Возможно ли в условиях сельской общеобразовательной школы получить те услуги, которые необходимы вашему ребенку? Готова ли обычная сельская школа для обучения детей с особыми потребностями?
Проблема есть как в сельской местности, так и городской. И ее нужно решать, создавая равные возможности разным детям. Очень важны компетентность учителей, их желание работать на результат и перспективу, их готовность помочь, поддержать и принять. Конечно, нужны усилия и терпение, а главное — желание и вера и прежде всего в ребёнка. Спасибо районному отделу образования, руководству школы, которые поняли, приняли и пошли нам навстречу. Нам повезло, что ассистентом учителя работает наш папа, педагог по образованию. Но не хватает узких специалистов: логопеда, практического психолога. Инклюзия требует и специальной материально-техническая базы. Хоть это и затратно, но поправимо, реально и выполнимо. Если 1 сентября наличие в школе сенсорной комнаты (специально оборудованного помещения для релаксации и проведения коррекционных занятий) было только мечтой, то сегодня дирекция школы, заручившись поддержкой главы районной администрации А.Е.Правосуда, начальника отдела образования И.В.Водопьяновой, подготовила смету оборудования и размещения данного помещения.
С какими трудностями пришлось встретиться для получения рекомендации на инклюзивное обучение?
Мы понимали, что перед тем как переступить порог ПМПК (психолого-медико-педагогической комиссии), нужно подготовиться. Ознакомились с законодательной базой (она есть и в ней четко указано, что ребенок имеет право посещать школу по месту жительства), естественно, занимались с сыном (он должен владеть элементарными учебными навыками). Но главным было показать, что мы готовы к сотрудничеству и знаем, чего хотим для нашего ребенка.
Что бы Вы посоветовали родителям, которые боятся признать и обнародовать диагноз своего ребенка?
Я хочу сказать родителям, которые столкнулись со сложностями в развитии ребенка, что они не плохие родители и их ребенок не плохой. Они ни перед кем не виноваты. Природа распорядилась так, что трудности есть. Только когда ребенку устанавливается четкий диагноз, только тогда можно ему помочь полноценно. Очень трудно в самом начале. Но в итоге вы облегчите жизнь себе и своему ребенку. Не бойтесь обращаться за помощью. Вы не одиноки. Постепенно наше государство делает шаги навстречу детям с ограниченными возможностями. С 2017 года на образование каждого такого ребёнка из бюджета будет выделяться 23 тысячи 800 гривен в год. Но чтобы эти деньги помогали расти, развиваться вашему ребёнку, родители должны понимать и принимать ребёнка и его диагноз.
Какие первые впечатления у Вас и у ребенка от школьной жизни?
До школьной жизни я показывала Богдану разные истории о том, как детки ходят в школу, чем они там занимаются. У него это вызывало большой интерес. «И я пойду в школу»,- был неизменным его комментарий. А сейчас он каждое утро с радостью встает и идет в свою школу. У него наконец-то появилось свое место в классном коллективе, Богдан участвует в обычной жизни сверстников. Он не в изоляции, как бы это было, если бы он учился в специальной школе или индивидуально. И, конечно, сбылась моя мечта! Один этап школьной жизни нами пройден, понимаю, что впереди будет ещё немало трудностей, надеюсь, что на этом пути мы, родители, не будем брошены, а проблемы нашего ребёнка не останутся только нашими.
подготовила Т.ЧИЖИКОВСКАЯ,
директор Охримовской ООШ