КОГДА ЗА ПЛЕЧАМИ ЦЕЛАЯ ЖИЗНЬ
100-летие Кеменчеджи (Костовой) Евдокии Ивановны
Родилась в селе Дмитриевка (ныне пгт Акимовка) 15 февраля 1916 года.
Родители из крестьян — Костов Иван и (Иванова) Стефания воспитывали семерых детей. По национальности родители болгары (гагаузы). Их предки еще в далеких 1860-х годах пришли из Бессарабии и поселились здесь, в селе Азберда, которую позднее переименовали в Дмитриевку, в честь очень почитаемого среди гагаузов святого. Евдокия, кстати, прекрасно владеет гагаузским языком и сегодня.
Образование начальное — окончила курсы ликбеза в селе Дмитриевка.
Работать начала еще с раннего детства. В 10 лет чистила перо для подушек и перин местного богатого крестьянина Пашалы.
В колхоз пошла работать с момента его образования в 1930 году. Как было тогда заведено в селе, Евдокию называли на болгарский манер — Дочкой (старшую родную сестру, тоже Евдокию, называли Домной).
Только колхоз начал становиться на ноги, пришел голод 1932-1933 годов. Никто не понимал, что произошло. Ведь урожай вроде собрали, а почему голодают? К тому же, весной 1933 года стали ходить активисты по дворам и собирать зерно. Все, что собрали, под охраной милиционера и нескольких комсомольцев доставляли сразу же в поле, где проводились посевные работы.
Евдокия вместе с несколькими подругами при созревании пшеницы и уборке урожая в поле ходила собирать колоски для своих семей. Когда их поймал милиционер, то очень сильно избил девчонок. Больше не ходили на такой «сбор» колосков.
В 1934 году Евдокия вышла замуж за местного парня Кеменчеджи Илью Петровича (1915 года рождения). Жили, по традиции, с родителями мужа. (Свекровь Пелагею называли тоже на болгарский манер — Пенкою). Родилось у Ильи и Евдокии двое детей — в 1939 году Алла (ныне Петрова) и в 1940 году Анатолий.
Когда началась война, летом 1941 года муж как болгарин был мобилизован в качестве рабочего трудового фронта (Болгария тогда воевала на стороне фашистской Германии.). Строили оборонительные сооружения под Каховкой. А потом, с приближением фашистов, с отступавшей Красной Армией ушел на восток. Работал в Гурьеве.
В сентябре 1941 года Дмитриевка была оккупирована фашистами. Дом, где жила семья Кеменчеджи (ныне ул. Горького), фашисты превратили в склад. Здесь же была кухня для расквартированных в доме солдат, которые отвечали за связь (в доме размещалась рация).
Но Евдокию с двумя малолетними детьми и свекровь не выселили. Молоко, которое давала корова, практически все забирали себе солдаты. Однако немного передавали и для детей.
Приходилось обстирывать расквартированных солдат, убирать после них. То есть, в своем доме были у оккупантов в качестве прислуги. Жестокого обращения не было, возможно, по причине болгарского происхождения семьи.
Иначе сложилась судьба у родных самой Евдокии. Ее два брата были призваны в ряды Красной Армии и погибли на фронте (есть записи в Книге памяти). Сестру Марию, которая перед войной работала секретарем Акимовской районной комсомольской организации, фашисты, вступив в Акимовку, арестовали и угнали в Крым в концлагерь. Там она была зверски замучена. В Акимовском районом историко-краеведческом музее на довоенных фотографиях на стенде есть Костова Мария (в селе ее звали по-болгарски — Мара).
Когда к селу Дмитриевка осенью 1943 года стала приближаться Красная Армия, фашисты приказали всем эвакуироваться на запад. Эвакуировалась и Евдокия с детьми и свекровью. На подводу сложили свои скромные пожитки и вместе со всеми двинулись в путь. Пройдя километров 70, вынуждены были из-за поломки подводы остановиться. Так и отстали от основного потока эвакуированных земляков. Переждали в степи. А потом возвратились в родной дом. Оказалось, что фашисты ничего не разломали, не уничтожили. С питанием было сложно. Однако выручала корова, которая была не только кормилицей, но и по весне 1944 года — «трактором». Пахали-то на коровах.
Евдокия начала работать в возрожденном колхозе. Зачислили в бригаду полеводов. Конечно же, было трудно. Первое время поля приходилось чистить не только от мин и снарядов, но еще и от останков советских и немецких солдат. Их потом перезахоронили в нескольких братских могилах.
Вскоре возвратился из далекого Гурьева муж. В колхоз тогда пришел первый послевоенный трактор. На нем, так называемом «натике», и начал работать Илья. Вскоре, в 1944 году, родился сын Леонид.
Все было бы хорошо, да вот наступили малоурожайные и голодные 1946-1947 годы. Но пережили и их. Илья и Евдокия работали в колхозе, могли что-то принести с поля. Но было страшно. Если бы кто попался, мог попасть по суд.
Евдокии Ивановне Кеменчеджи работать в колхозе доводилось всюду: ухаживала за виноградниками и садами, варила в Дмитровке на местном колхозном заводе брынзу. Нужно было — пасла овец.
Муж Илья Петрович тракторному делу не изменял. Освоил еще и комбайн. Его труд неоднократно отмечался денежными премиями, дополнительными выделениями зерна или иной сельхозпродукции. Но самым дорогим подарком от колхоза Илья Петрович считал костюм, который с гордостью носил в праздничные дни.
Как бы трудно ни было, но Евдокия Ивановна вспоминает те годы с некоторой долей теплоты. Магазины особо не посещали. Времени было мало. А вот специально приезжавшие торговые подводы привозили в село всякую всячину. Покупали даже отрезы на платья, которые шили в домашних условиях.
Но главной радостью в семье Кеменчеджи всегда были и оставались дети. В 1948 году родился у Ильи Петровича и Евдокии Ивановны сын Валентин (в составе контингента советских войск принимал участие в событиях 1968 года в Чехословакии, воин-интернационалист — ВГ). В 1951 году родилась дочь Валентина (ныне Манькова).
В соответствии с советским законодательством, Евдокию Ивановну как мать, родившую и воспитавшую пятерых детей, Указом Президиума Верховного Совета СССР в 1953 году награждают «Медалью материнства» ІІ-й степени.
В 1954 году в семье Кеменчеджи рождается шестой ребенок — Петр.
В 1956 году Евдокию Ивановну как многодетную мать советское государство отмечает высшей наградой — «Медаль материнства» І-й степени.
В 1961 году в семье неожиданно случилась беда. Отец Илья Петрович во время уборки урожая потерял кисть руки. Но колхоз не оставил многодетную семью без поддержки. За счет хозяйства был отремонтирован дом. Да и потом не забывали о том, что Илья Петрович все-таки знатный тракторист-комбайнер. Все время оказывали необходимую помощь.
Любовь к детям в семье ощущалась повсеместно. Родители сделали проводы в армию всем сыновьям и сыграли всем детям свадьбы. Так что, никто и никогда не ощущал себя обделенным.
В 2012 году, уже в независимой Украине, Евдокии Ивановне Кеменчеджи вручена медаль «Мати-героїня».
Евдокия Ивановна награждена как участник войны юбилейными медалями к 60-й и 65-й годовщинам Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.
Евдокия Ивановна в семейном плане очень богатый человек. У нее 6 детей, 11 внуков, 15 правнуков и есть уже 2 праправнука.
Евдокия Ивановна Кеменчеджи богата и духовно. Ее можно считать и старейшей хранительницей гагаузской культуры. Она прекрасно владеет языком своих предков. С большой теплотой и благодарностью о ней отзывались участники гагаузской экспедиции 1988 года. И в частности Булгар Степан Степанович, с которым мне довелось на эту тему общаться. Не меньше теплых слов в адрес Евдокии Ивановны было сказано и участниками гагаузско-турецкой экспедиции — Келиогло Сергеем Васильевичем (председатель Союза гагаузов Украины) и ученым из Турецкой Республики господином Хюнерли Бюлянтом. Автору этих строк довелось их сопровождать по Акимовскому району в январе 2016 года.
Так что, уважаемая Евдокия Ивановна, искренние Вам поздравления с прекрасным юбилеем от посещавших Вас гагаузов и автора этих строк. Крепкого здоровья и мира.
Виктор ГНЕДАШЕВ,
директор Акимовского районного историко-краеведческого музея
Уважаемый Виктор Гнедашев. С волнением прочла Вашу статью только сейчас 16.03.2017г. Я разыскиваю потомков моего отца Костова Афанасия Афанасьевича 1925г.р. МЕНЯ ЗОВУТ Валентина Афанасьевна. Мои родственники проживали до ВОВ в с.Дмитровка Акимовского р-на. Отец Костов Афанасий Афанасьевич 1925 г.р. его брат Андрей 1927 г.р. и еще 3-4 брата или сестры более поздних г.р. со своими родителями Афанасием Афанасьевичем и Мариной Ивановной. Известно что родители умерли во времена голода в 1933г. Дядя помнил что их маму Марину (она была нездорова и возможно это было нервное расстройство) и 3-х братьев-сестер уводили через огород и на руках у нее был малыш и за юбку с обеих сторон держались еще маленькие возможно 1929 1931 и 1933 г.р. Отец и его брат остались со своим тогда еще живым отцом но вскоре после его смерти оказались в детском доме их села (а детдом организовали в их же родной хате). и чуть позже были переданы на воспитание одной из родных сестер матери Февронии. Т.к. близких родственников отца его и его брата уже давно нет в живых а мои родственники-ровесники никакими сведениями не располагают, прошу Вас помочь восстановить события с тем чтобы прерванную нить памяти соединить. Помогите узнать куда направили бабушку и детей что с ней произошло и где ее могила и где дети. Возможно Вам нетрудно будет поговорить с Евдокией Ивановной и она что-то вспомнит. Прошу ответить на мое сообщение. С ув. В.А. Заранее Вам благодарна, здоровья Вам и долгих лет жизни. Мои тел: 098-963-57-95; 099-455-59-06 — Костова Валентина Афанасьевна Запорожье. Пишите на e-mail дочери
Добавлю, что у мамы моего отца Марины (девичья фамилия неизвестна нам) было 4 родных сестры и брат. Одна из сестер Феврония (Кулидоброва по 1-му и 2-му мужу , мужья были родными братьями и после гибели 1-го 2-й брат женился на ней с детьми, и еще родили совместных), имевшая своих детей Анатолия, Василия, Александра-Шуру и Марию забрала на воспитание и моего отца Афанасия (02.11.1925г.р.) с братом Андреем (25.11.1927г.р.) к себе в семью. После освобождения Дмитровки мой отец был отправлен с трудармию в Казахстан, его брат мобилизован в действующую армию а всю семью Кулидобровых с детьми в 1945 году выселили в принудительном порядке в Николаевскую область с. Доброжановка Врадиевского р-на.
Еще помню , по рассказам, что у других сестер было по дочери. У одной дочь звали Даша она была шофером, а у другой дочь звали Надя. А вот о родном брате мамы моего отца никаких сведений нет — и имени даже не знаем. Если бы мой отец не ушел так рано из жизни по болезни- в 47 лет, мне бы не пришлось сейчас заниматься этими розысками для составления родословной для своих потомков. Большое спасибо Вам и за такую теплую, достоверную исторически статью о совершенно незнакомом мне человеке Евдокии Ивановне.