25 октября 2016 Район 67  0 

Инклюзивное обучение – это шанс для детей с особенными потребностями


3cda255fd96f8de5ddadf7e60a4ea1f0Ещё два месяца назад родители маленького Богданчика с тревогой  думали о предстоящем ученическом этапе жизни сына. «Он мечтает ходить в школу, к «деткам», ждёт 1 сентября,- рассказывала мама. – Мы верим, что пребывание в детском коллективе поможет сыну справиться с его проблемами в развитии. Хотим и очень надеемся, что  психолого-медико-педагогическая комиссия рекомендует нам инклюзивное обучение».

«Инклюзивное обучение», «инклюзивный класс» — новые слова в системе образования района. Что же это такое?  Инклюзивное обучение – это включение в учебно-воспитательный процесс в условиях общеобразовательной школы детей с индивидуальными, особыми потребностями.  Конечно же, прежде всего такое обучение научит этих детей общаться, сотрудничать с окружающими, поможет им развиться как личность и найти своё место, призвание в жизни. И будут они это делать рядом с мамой, в семье, в привычных для ребёнка условиях.  Это гуманно и справедливо по отношению к любому человеку. Так живут в развитых европейских странах, где любой человек, его главные, жизненно важные права – высшая ценность, и это закреплено Законом, а не просто декларируется.

Кто- то читая эти строчки, сразу же ухватится за слова – «в развитых странах». Но неужели человеческое внимание, участие, забота о будущем ребёнка – это не первейшее нравственное правило всякого человеческого общества?!  Любовь к ребёнку, внимание к становлению его личности, толерантное отношение к проявлениям его развития – это самые основополагающие качества, которыми должен обладать учитель.  Самый главный барьер у ребёнка с особыми потребностями на пути в обычный детский сад, общеобразовательную  школу – педагогический консерватизм, неготовность и нежелание что-то менять в своей  профессиональной деятельности.

Для того чтобы Богданчик стал первоклассником,  необходимо дополнительное финансирование на открытие новых штатных единиц,  на оплату коррекционно-развивающих занятий и надбавок учителям, потребовались материальные и физические затраты самих учителей для  поездки  в Запорожье для участия в специальном тренинге.  Для организации коррекционно-развивающих занятий в школе необходима специально оборудованная комната. А в школах, где учатся дети с ДЦП или с нарушением опорно-двигательного аппарата, дополнительно потребуются подъёмники, пандусы. И здесь без внимания и помощи со стороны руководителей района    школе не справиться.  Неподготовленность материально-технической базы учебных заведений, недостаточность государственного финансирования – вот ещё один барьер для инклюзии.

Приходилось мне не раз слышать и читать высказывания некоторых коллег, родителей, что таким детям не место в обычной школе, на уроке с обычными детьми. Есть ведь для них специальные школы, специальные педагоги. А вот интересно, что бы  эти «защитники прав обычного ученика»  чувствовали   и что говорили, если бы такими «особенными» были бы их собственные дети?

Что ждёт этих, изолированных в спецшколах детей после окончания учёбы? Спецучилище, специнститут, спецработа?! (А посчитайте-ка, во сколько нам обходится содержание таких спецучреждений для людей с ограниченными возможностями?) Такой подход в организации обучения детей-инвалидов – лишает их шанса  на выздоровление, и  прежде всего социальное, на возможность заниматься в будущем любимым делом, быть полезным обществу,  жить в семье и быть попросту счастливым.  Отказывая этим детям в удовлетворении их потребности учиться в обычных детском саду или  школе, мы, взрослые, демонстрируем свою чёрствость, эгоизм, которыми заражаем своих и чужих детей. И здесь уже следует задуматься: кому больше необходима инклюзия?  Может быть, деятельная любовь к  детям-инвалидам, научит нас быть толерантными, научит ценить конкретного ЧЕЛОВЕКА?

Сегодня наш Богданчик с удовольствием ходит в школу. Он светится счастьем, когда говорит маме, что он «школярик». У него уже есть друзья-одноклассники, которых  порой успокаивает и очень удивляется, почему они не слышат, когда их об этом просит его учительница. А ещё Богданчик лепит из пластилина удивительные фигурки героев мультфильмов, крохотные и очень правдоподобные. Кто знает, может быть, в этом году за школьную парту сел будущий гениальный скульптор?

Т.Чижиковская

директор Охримовской школы

 

 


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.