4 июня 2018 Акимовка 91  0 

…Я без мыслей о народе не могу прожить и дня


В естественных науках принято считать, что природа не терпит пустоты. Аналогично и экономическая система – она тем более не потерпит неиспользованных возможностей получения прибыли. Эту истину особенно хорошо усвоили чиновники. И уж где-где, а в вопросах получения личной прибыли их фантазии просто нет границ. Прибавьте к этому актерское мастерство, умение искажать факты, убедительно лгать – и проворачивание «мутных» делишек перестает быть проблемой. Разумеется, в нынешних сложных экономических условиях «навары» не особо крупные. Но и это не беда. Как утверждают аналитики, в кризис воруют меньше, но чаще. Тем более, что несовершенная законодательная база не просто дает «зеленый свет» всякого рода махинациям, а практически «встеляє дорогу рушниками».

Одной из таких «проторенных дорожек» для махинаторов всех рангов являются горячо любимые нашим поссоветом допороговые закупки в системе Прозорро. Процесс до неприличия прост – из бюджета выделяются деньги на приобретение товаров или услуг по заведомо завышенной цене (ну кто там из пересичных громадян станет её проверять); продавец покрывает свои реальные затраты и получает некое вознаграждение, а разница между рыночной ценой и заплаченной возвращается в карманы предприимчивых покупателей. Всё элементарно, единственная загвоздка – чтобы действительно не противоречить закону, эта процедура требует соблюдения некоторых нюансов в плане оформления документации.

Не стану утверждать, что наши в каждом «безтендерном» случае реализуют именно эту коррупционную схему. Возможно, просто имеют место патологический непрофессионализм, недальновидность и незнание законов. А, возможно, и нет… Продуктивная работа по написанию грантовых проектов или привлечению инвестиций у нас не ведется, бюджетец громады скудный, а манипулирование ценами в допороговых закупках – всё ж какая ни какая, но вероятная копейка. В любом случае, события последних месяцев заставляют о многом задуматься, а одно из них хочется рассмотреть подробно. Чтобы понять, о чем речь, придется слегка углубиться в историю многочисленных пленарных заседаний сессий поссовета и кое-что освежить в памяти.

Сессия 23 февраля, вопрос повестки дня «Про надання дозволу на придбання комп’ютерного обладнання», докладчик Тихтилова. Главный бухгалтер просила депутатов разрешить произвести допороговую (по обыкновению) закупку компьютеров на сумму 198 с чем-то там тысяч. Штат поссовета существенно разросся, работать работникам не на чем. И труд их настолько важен, что если срочно не купить компьютеры, то возможны «негативні наслідки» (закон разрешает в случае возникновения «нагальної потреби» и угрозы «негативних наслідків» производить допороговые закупки). Депутат Маругин возразил, что у нас регулярно возникают какие-то «нагальні потреби», причем не всегда обоснованные, поэтому он требует закупать технику исключительно посредством прозрачных открытых торгов. Прения продолжались долго, но в конечном итоге 18 депутатов проголосовали «за» и решение было принято в озвученной Тихтиловой формулировке (обратите внимание — это важный момент). Казалось бы, вопрос закрыт. Но не тут-то было!

Следующая сессия, 30 марта. При постановке нескольких земельных вопросов на голосование пакетом депутат Макарик вдруг спросил, а нет ли в предлагающемся пакете каких-нибудь «подводных камней» типа тех, что были при голосовании за покупку компьютеров 23 февраля. Якобы, тогда вопрос был сформулирован таким образом, что голосуя за приобретение компьютерного оборудования для поссовета, депутаты «прицепом» проголосовали и за еще одну сумму (162 с чем-то там тысячи), выделенную на покупку компов для отдела образования. Секретарь Забара как-то невнятно попытался объяснить возникновение такой двусмысленной ситуации, а голова заявила примерно следующее: это ж отдел образования компьютеры купил, откуда я знаю, что они там покупают (весьма «интересное» заявление от распорядителя бюджетных денег). Но позвольте! Все, кто видел предыдущую сессию живьем или в записи, прекрасно помнят, что речь шла только об одной сумме, а отдел образования не упоминался вообще. Казалось бы, назревает скандал. Но не тут-то было! Тему благополучно замяли.

В следующий раз проблема злополучных компьютеров для отдела образования поднялась аж в мае. По свидетельствам очевидцев, на заседании постоянных комиссий депутат Роговой потребовал объяснить, что это за вдруг всплывшее распоряжение о заключении прямого договора на закупку компьютерной техники и почему оно не было вынесено на сессию для утверждения депутатами. Экономист отдела образования Глыбина пояснила, что в процессе отделения громады от района отдел образования РГА, освобождая занимаемое им помещение, прихватил с собой всю мебель и оргтехнику. Поэтому ОТГовским бухгалтерам сферы образования срочно потребовалось купить компьютеры, чтобы не сорвать выплату зарплаты, закупку питания и т.п. (очередная «нагальна потреба»). Голова подтвердила эту версию, а секретарь Забара (внимание! очередной важный момент!) сказал, что распоряжение действительно было, оно выносилось для рассмотрения комиссиями, но депутаты, якобы, не захотели вникать в подробности, поэтому оно было утверждено в числе прочих – тоже, так сказать, пакетом. В процессе обсуждения возникло еще множество неудобных вопросов, касающихся законности этой покупки. Но, как бы там ни было, итоговым решением комиссий было вынесение распоряжения на утверждение сессией — компы-то уже куплены, на них работают, и деваться некуда, кроме как узаконить задним числом их приобретение. Казалось бы, дело близится к развязке, и скоро всем причастным к этой сделке можно будет вздохнуть спокойно. Но не тут-то было!

Апофеоз сего действа случился на сессии 25 мая. Депутат Сидоров поинтересовался, почему распоряжение о компах написано с игнорированием решения сессии от 20 декабря 2017 года (напомню: тогда депутаты установили для нашей ОТГ персональные допороговые суммы закупок – 25 тысяч на товары и услуги, 100 тысяч на работы. Всё, что свыше – только через сессию), а также почему оно не было вынесено ни на одно из бесчисленных заседаний, прошедших с января по май. В ответном слове голова всю вину за озвученные нарушения возложила на гуманитарного зама и секретаря. И тут случилось неожиданное (еще один важный момент): секретарь Забара сказал, что на этапе подготовки проектов решений одной из очередных сессий он предупреждал, что распоряжение незаконно, и на сессию его выносить не стал, потому как даже не предполагал, что этому документу все таки будет дан ход. Да и на сайте поссовета оно опубликовано не было (в числе «случайно забытых» 6-ти распоряжений головы, обязательных к опубликованию). Глава РГА Правосуд, присутствовавший в зале, посоветовал депутатам не торопиться брать на себя ответственность, утверждая заведомо незаконное распоряжение головы. Опуская все бесчисленные интересности, скажу только, что решение не было принято.

Вот, собственно и вся присказка. А теперь вопросы.

Первый: почему компьютеры были куплены у частного предпринимателя, работающего в магазине, принадлежащем заместителю головы ОТГ (или членам его семьи, точно не знаю)? Любой акимовец в курсе, что цены там не самые низкие. Неужели не было возможности найти поставщика с более демократичной стоимостью товара? Особенно учитывая тот факт, что при тотальном падении в нашей стране покупательной способности предложение значительно превышает спрос в любой сфере.

Второй: кто определил степень «нагальності потреби», к чему была такая нереальная спешка? По заверению начальника отдела образования РДА Водопьяновой, в момент их великого мартовского (!) переселения часть основных компьютеров с бухгалтерской документацией была оставлена для нужд ОТГ, и пока не пришли свежекупленные, старые никто не забирал. Так что голова, возможно, лукавит, рассказывая, как она героически предотвратила коллапс в образовательной сфере.

И третий: кто решил, что бухгалтерия нуждается в компьютерах именно такой комплектации? 11 штук за 162 тысячи – это больше, чем 14,5 тысяч за единицу. Все, кто хоть приблизительно знаком с компьютерами, понимают, что это цена довольно серьезного агрегата с шустрым процессором, мощной видеокартой (к слову, это одна из самых дорогих комплектующих) и винчестером большого объема. Разве бухгалтерские программы настолько требовательны к ресурсам? Не проще ли было купить ноутбуки, которые гораздо мобильнее и дешевле?

В общем, вопросов, как всегда много, ответов мало, куда расходятся наши с вами деньги и кто ответственен за это – непонятно. И даже самым отчаянным оптимистам все труднее верится в то, что любые деяния наших руководителей направлены исключительно на благо громады.

Славка Трудивныкова

 


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.