20 сентября 2016 Район 431  1 

МЕННОНИТЫ В АКИМОВСКОМ РАЙОНЕ


15011406961_513f127aa1_o

Первые меннониты (направление протестантства) появились в Российской империи (а именно в Приазовье) с 1802 года. В это же время здесь поселяются и духоборы (своего рода православное протестантство). Эти земли им были для заселения предоставлены русским царем Александром І. И меннонитов, и духоборов объединяло противление силе (наотрез отказывались брать в руки любое оружие), терпение, неимоверное трудолюбие и тяга к новшествам в хозяйстве. Возможно, поэтому наш край уже в начале ХІХ века очень быстро преображался. И у духоборов, и у меннонитов очень быстро землянки превратились в дома, сначала, правда, из самана (кирпич из глины, земли и соломы). Во дворах появлялись деревья. Строевой лес завозили по Днепру, а далее на подводах к местам строительства. Вообще, вопрос взаимоотношения духоборов и меннонитов в начале ХІХ века требует особого детального изучения.

Когда же началось преследование духоборов, меннониты выкупали их земли. Так, в 1832 году меннонит Иоганн Корнис приобрел 3350 десятин земли в имении Тащенак, а в 1842 году — 1600 десятин в имении Веригин. Возможно, сюда входили земли духоборов Радивоновки, переселявшихся во главе с их лидером Веригиным на Кавказ.

Насаждение лесных массивов в Северном Приазовье принадлежит двум братьям-меннонитам Иоганну и Давиду Корнисам. В 1846 году Иоганном Корнисом был основан Старобердянский лес, а двумя годами раньше — в 1844 году — его братом Давидом в урочище Алтагир заложены плантации шелюги для закрепления постоянно перемещавшихся песков. Как же обрадовался Давид Корнис, когда уже к 1850 году здесь прижились белая акация, шелковица, тополь, сосна, ясень, клен, боярышник, можжевельник и даже береза.

После смерти в 1848 году основателя Старобердянского лесничества Иоганна Корниса его хозяйства были разделены между его сыном Иоганном, братом Давидом и зятем Ф.Вибе. Теперь Давид Корнис становится полноправным хозяином на землях южной части Мелитопольского уезда. Он открывает фабрику по производству рогож из коры шелюги. Годовой доход  фабрики составляет 500 рублей (по тем временам — баснословная прибыль). Из тонких веток этого кустарника плетут корзины. Большую роль в реализации планов Давида Корниса играли местные радивоновские крестьяне, работавшие как на лесных плантациях, так и на фабрике. В большинстве своем — это безымянные люди.

Площадь лесных насаждений в Алтагире в начале 60-х годов ХІХ века уже достигла 50 десятин (порядка 60 гектаров). В 1899 году Давид Корнис создает здесь уникальной красоты подворье, которое сохранилось и доныне: жилой дом и прекрасная можжевеловая аллея. Только вот не сохранилась беседка, из которой открывался прекрасный вид на Молочный лиман. Не сохранилась и казарма, построенная Давидом Корнисом в 1901 году практически на самом берегу лимана. Некогда большие и длинные две добротно построенные конюшни в годы советской власти были переоборудованы в квартиры для работников лесного хозяйства.

Но Давид Корнис не останавливался на достигнутом. Он пытался продвинуться и на юг, поближе к имению Реймана (возможно Реймера) и Филибера. Лесные массивы, в первую очередь для получения строительного материала и дров для отопления жилищ, так необходимы в этой степной местности. Может быть, именно поэтому в 1852 году Давид Корнис, занимаясь вопросами расселением крестьян, основывает и село, названное его именем — Давыдовка. Не исключено, что им была запланирована лесная плантация и здесь. А, что! Будут рабочие руки — будет и лес.

Давид Корнис, как и его брат, занимался еще и обустройством сел, находившихся вблизи. И это заключалось не только в том, что они в буквальном смысле заставляли крестьян высаживать деревья во дворах, но даже наказывали нерадивых хозяев за «разведение» сорняков у своих подворий.

Давид Корнис, как и его брат Иоганн, осуществляли надзор за школами. Дело в том, что местные крестьяне практически все были безграмотны, не видя в учении абсолютно никакого смысла. Возможно, поэтому в 1855 году в приспособленном здании открывается школа в Радивоновке, а в 1857 — в Акимовке (тогда еще не волостном центре). Братьями разрабатывались учебные планы и программы, приветствовались и поощрялись методы гуманного преподавания. Можно даже предположить, что не последнюю роль семья Корнисов сыграла в постройке двух каменных школ в Акимовке (1802 и 1804 годы) и Радивоновке (1808 год).

К сожалению, биографию Давида Корниса можно выстраивать в большинстве своем логически, так как мы еще не располагаем достаточным количеством достоверных материалов. Особенно открытым остается вопрос переселения потомком семейства Давида Корниса. Можно допустить, что они уехали в Сибирь или на Урал с началом Первой мировой войны. Именно отсюда солдаты с фамилией Корнисы, именами Давид и отчествами Давидовичи призываются в ряды Красной Армии с 1941 года. А среди погибших в 1942 году числится, например, Давыд Давыдович Корнис, уроженец Сталинской (ныне Донецкой) области.

Однако, не смотря на широкое информационное поле и доступность информации, мы еще мало знаем о меннонитах в Акимовском районе. С сожалением можно говорить и о разрушении последних следов менонитской культуры в селе Мирное (бывшее село Ленинское), Победа (здесь некогда стояло имение, была сооружена дамба и построена водяная мельница, заложен огромный фруктовый сад). Да и в самом Богатыре начинает утрачиваться память о менонитском прошлом. Вот поэтому столь огромный пласт истории нашего края требует пристального внимания и активного изучения.

Виктор Гнедашев, директор Акимовского районного историко-краеведческого музея


  1. Иван Корнис:

    Здравствуйте! Давид Корнис 1794-1873г мой ПраПраПраДед.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.